Сертификаты на медицинские изделия торговой марки ИГАР

Сертификаты ИГАР

Декларации соответствия требованиям Технических регламентов

Главный офис

г. Киев, ул. Металлистов, 20
Найти офис на карте

Телефон: (044) 585-34-55 (многоканальный)

E-mail:

Skype: igar.ltd

Найти лекарства по аптекам города

Поиск лекарств в аптеках

Курс валют НБУ

НБУ курс доллара

Конвертер валют

КОНВЕРТЕР ВАЛЮТ

Закупки медицинских изделий через ProZorro: рациональная экономия или деньги на ветер?

Share the joy
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Как известно, уже в течение 9 месяцев все государственные заказчики проводят тендерные закупки через систему «ProZorro», которая набирает обороты и все больше привлекает внимание со стороны бизнеса. Система разработана с целью обеспечения прозрачного процесса проведения закупок и предоставляет возможность простого и быстрого мониторинга тендеров через открытость данных. Электронная система закупок позволяет сэкономить бюджетные средства и одним из критериев при избрании победителя является самая низкая предложенная цена. Что же заказчики получают по результатам проведенных тендеров — качественный товар по низкой цене или деньги, выброшенные на ветер?

Понятно, что отдельные проблемные вопросы и недостатки проявляются уже в процессе функционирования любого нового механизма. На этапе реализации определенной программы важно отслеживать эффективность системы и вовремя устранять недостатки.

Провести анализ эффективности электронных закупок можно благодаря модулю аналитики bi.prozorro.org. По его данным, экономия на закупках фармацевтической продукции * (код 33600000, включающей лекарственные средства, реактивы, диагностические средства, медицинские изделия и др.) с 2016 составляла 117 620 000 грн.

Общая экономия бюджетных средств за счет проведения всех закупок через систему ProZorro за 2016 составила 13460000000 грн.

Прозрачность публичных электронных закупок и экономия бюджетных средств — не единственные преимущества системы ProZorro.

Видимо, вовремя выявить определенные недостатки в публичных закупках при использовании этой системы могут непосредственно добросовестные заказчики и участники тендерного процесса.

Типовые нарушения и вопросы в сфере электронных закупок через систему ProZorro

Некорректное определение заказчиками предметов закупок или их размытый описание

Правильное определение предмета закупки — залог эффективности электронной системы закупок.

Одной из составляющих информации о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки является техническая спецификация, которая должна определять технические требования и минимальный ожидаемый уровень качества.

В рамках ProZorro создан конструктор примерных спецификаций, который помогает заказчику в процессе подготовки тендерной документации корректно описать предмет закупки. С его помощью заказчики выбирают необходимые характеристики товара, которые совокупно определяют необходимый уровень качества и обеспечивают совместимость соответствии с техническими требованиями.

Например, если речь идет о кольпоскопе, то характеристиками, которые избираются для него, могут служить тип прибора, размер, комплектация, наличие запасных частей, соответствие Техническому регламенту о медицинских изделий, международным стандартам и тому подобное.

Для каждой введенной характеристики заказчиком избирается нужное значение, которое конкретизирует ее, — структура, форма, комплектация предмета закупки и др.

Если же потенциальный участник электронных торгов не нашел нужной ему спецификации в базе данных конструктора примерных спецификаций, он может предложить ее, используя вкладку infobox.prozorro.org/specifications. То есть потенциальные участники могут участвовать в создании качественных данных, которые можно использовать для формирования примерных спецификаций, в частности для медицинских изделий и лекарственных средств.

Определение заказчиками дискриминационных условий в тендерной документации

Такой подход приводит к сужению круга потенциальных участников и нарушает требования Закона Украины «О публичных закупках», ст. 5 которого предусматривает, что заказчик не может устанавливать дискриминационных требований к участникам. Определены условия фактически прописываются под своих участников, которые являются выгодными для заказчика. В таком случае потенциальные участники могут обжаловать условия, которые по их мнению являются дискриминационными. Однако, нередки случаи, когда заказчики игнорируют их требования и повторно объявляют тендер с аналогичными условиями.

Избрание заказчиками победителей, которые не соответствуют установленным требованиям

Есть ситуации, когда заказчики сами игнорируют установленные ими требования к предметам закупки и заключают договоры с победителями торгов, которые не имеют документального подтверждения соответствия установленным заказчиком требованиям.

Как видим, указанные типичные нарушения осуществляются со стороны заказчиков. Добросовестные производители продукции / поставщики услуг также обращают внимание на ряд других проблемных вопросов в сфере электронных публичных закупок.

Процедура закупки через портал ProZorro предусматривает два этапа:

Первый этап — определяется участник, который предлагает ценовое предложение с минимальной ценой;
Второй этап — это валидация ценового предложения участника с самой низкой ценой в соответствии с требованиями тендерной документации к предмету закупки. Если медико-технические характеристики предложенного предмета закупки не соответствуют требованиям тендерной документации заказчика, то такое ценовое предложение отклоняется и тендерная комиссия переходит к рассмотрению / валидации ценового предложения участника из более высокой цене. Так процесс продолжается до того момента, пока не будет получено 100% валидацию предлагаемой продукции требованиям тендерной документации заказчика. В случае отсутствия 100% валидации тендер объявляется отменен.
Однако система ProZorro не учитывает такого показателя, как качество предмета закупки. Также существует серьезная проблема относительно недостаточной ответственности участников за представление недостоверной информации и за ее фальсификации. Усиление ответственности за такие правонарушения позволило бы резко снизить количество сомнительных посредников и «фирм-однодневок», которые без должного опыта работы выигрывают тендеры на сотни тысяч и миллионов гривен.

Так, например, нередки случаи, когда один и тот же игрок подает на различные тендеры одинаковый лот (например медицинское изделие) с идентичным номером серии и документами, содержащими различные технические характеристики. Возникает вопрос, как один и тот же медицинское изделие из одной производственной партии может иметь различные технические характеристики.

Недобросовестные участники электронных закупок также прибегают к тому, что копируют документацию, инструкции по применению медицинских изделий у других компаний, адаптируют их и подают для участия в тендерах. В технической части такие участники проигрывают. Но для государства выгодно то, что дешевле, — заказчики в первую очередь принимают во внимание предложенную цену. А поскольку на данный момент не работает процедура валидации качества закупленной продукции, то заказчики практически покупают «кота в мешке». И, наоборот, недобросовестные участники могут беспрепятственно реализовывать низкокачественную продукцию, часто не соответствует медико-техническим требованиям тендерной документации. Понятно, что эффективность лечебного процесса с использованием закупленной продукции неизвестного качества будет сомнительной.

Как следствие, недобросовестные участники тендеров не отвечают за качество своей продукции, а учреждения здравоохранения не имеют возможности ее проверить.

Таким образом, функции государственного контроля в системе ProZorro на предмет качества продукции и достоверности предоставленной участниками торгов информации отсутствуют. В первую очередь от этого страдает конечный потребитель — пациент. При таких условиях государство не может гарантировать предоставление качественных медицинских услуг и эффективное лечение пациентов. Также вызывает сомнения эффективность использования бюджетных средств. А добросовестные компании теряют интерес и мотивацию ведения прозрачной хозяйственной деятельности на отечественном рынке.

Пути решения проблемных вопросов в сфере электронных публичных закупок

Как заказчики могут защитить себя от некачественного товара, а добросовестные предприятия иметь заинтересованность в участии в публичных закупках? Возможными путями решения обозначенных вопросов могут выступить следующие.

1. Разработка дополнительного функционала в системе электронных закупок, с помощью которого можно более детально определить предмет закупки и техническую спецификацию с отдельным блоком по качеству продукции (документальное подтверждение — сертификаты качества, данные о степени доказательства эквивалентности генерических препаратов референтном, сертификат соответствия техническим регламентам ** , сертификаты ISO и т.д.).

2. Установление обязательных требований к участникам закупок о наличии готового товара (в случае если его срок годности составляет не менее 24 мес) на складе на момент заключения договора по результатам закупок и возможности поставлять его в течение 1 недели после оплаты и тому подобное.

Такой подход позволит создать конкурентные условия для участников торгов и отсеет «компании-однодневки». Зато заказчики получат качественную продукцию и техническую поддержку со стороны победителя тендера.

Как известно, Министерство экономического развития и торговли Украины осуществляет формирование и реализует государственную политику в сфере государственных и публичных закупок. ГП «ПРОЗОРРО» является владельцем центральной базы данных ProZorro и отвечает за учебно-консультационную, техническую и маркетинговую поддержку системы публичных закупок. Поэтому вопрос об усовершенствовании системы прежде всего относится к их компетенции.

Инициировать усовершенствования функционирования системы ProZorro могут как профильные общественные организации и профессиональные ассоциации, так и добросовестные участники рынка. Действенный способ усовершенствования работы системы электронных закупок — наработка конкретных предложений с обоснованием необходимости их учета.

Альтернативным вариантом электронных публичных закупок могут выступать рамочные соглашения, которые широко применяются в Полтавской обл. Механизм рамочных соглашений отработанный совместно с проектом USAID «Системы улучшенного доступа к лекарственным средствам и фармацевтических услуг» (Systems for Improved Access to Pharmaceuticals and Services — SIAPS). Их преимуществом является стабильность лечебного процесса, то есть они позволяют обеспечивать бесперебойные поставки лекарственных средств и медицинских изделий.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Источник: http://www.apteka.ua/article/409170

Информация МОЗ Украины

МОЗ Украины

Новости Ассоциации «Операторы Рынка Медицинских Изделий»

Асоціація операторів ринку медичних товарів

Обзоры рынка медицинских изделий

Обзор рынка

Видео обзор: выбор медицинских перчаток

Рейтинг «Импортёр года»

Игар лучший импортёр года

Перевод текста онлайн

ПЕРЕВОДЧИК ОНЛАЙН

Каталоги сайтов

Информационный интернет справочник | All-Catalogs.Info

Добавить сайт

Онлайн помощник