Праздничный торт к 25-летию компании

Сертификаты на медицинские изделия торговой марки ИГАР

Сертификаты ИГАР

Декларации соответствия требованиям Технических регламентов

Главный офис

г. Киев, ул. Металлистов, 20
Найти офис на карте

Телефон: (044) 585-34-55 (многоканальный)

E-mail:

Skype: igar.ltd

Найти лекарства по аптекам города

Поиск лекарств в аптеках

Курс валют НБУ

НБУ курс доллара

Конвертер валют

КОНВЕРТЕР ВАЛЮТ

Рынок медицинских изделий в Украине: от локальных проблем до глобальных вызовов

Share the joy
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Ежегодно операторы рынка медицинских изделий встречаются на одном из самых масштабных мероприятий — Украинский форум операторов рынка медицинских изделий, который выступает платформой для обсуждения насущных вопросов в сфере проведения оценки соответствия, ценообразования и государственного рыночного надзора этой категории. В этом году мероприятие, организаторами которого выступили Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий» совместно с компанией «МОРИОН» и «UkrComExpo» при партнерской поддержке компании «Proxima Research», собрал более 100 участников.
Генеральным спонсором форума выступила компания «Кратия ЛТД», спонсором — назначенный орган по оценке соответствия «Improve Medical».

Модератором форума выступил Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий» (далее — Ассоциация), директор ООО «Калина медицинская производственная компания», который кратко представил программу мероприятия, а также ознакомил с текущей деятельностью Ассоциации.

Программа форума состояла из 3 блоков: регуляторно-экономического, технико-регуляторного и блока, посвященного обсуждению общих проблем развития украинского рынка медицинских изделий и их сегмента — медицинской техники. Итогом каждого блока стали экспертные дискуссии с участием представителей центральных органов исполнительной власти и экспертов рынка, в рамках которых обсуждались насущные вопросы обращения медицинских изделий и возможные пути их решения.

Знакомя участников мероприятия с нынешней деятельностью Ассоциации, П. Харчик акцентировал внимание на том, что сегодня она — первая и единственная в Украине профессиональная организация, объединяющая уже более 50 национальных производителей, импортеров, дистрибьюторов и других участников рынка медицинских изделий .

На базе Ассоциации функционирует постоянно действующий Комитет по вопросам медицинской техники.

Уполномоченные представители Ассоциации члены Общественного совета при Антимонопольном комитете Украины и Государственной службе Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (далее — Гослекслужба).

Руководство Ассоциации входит в состав официальных рабочих групп:

-по вопросам совершенствования оценки соответствия законодательно регулируемых средств измерительной техники, применяемые для обеспечения защиты жизни и охраны здоровья граждан Министерства экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития)
-по вопросам совершенствования законодательства в сфере обращения лекарственных средств МОЗ Украины.

Константин Магалецкий, партнер Horizon Capital, представил доклад на тему: «Макроэкономика, текущие экономические тренды и инвестиционная ситуация в Украине». Докладчик ознакомил присутствующих с деятельностью Horizon Capital, которая является крупной компанией, управляющей инвестиционными фондами. Компания имеет опыт инвестирования, в том числе фармацевтического сектора. Одним из успешных проектов является строительство биофармацевтической научно-производственного комплекса «БИОФАРМА» в пгт. Белая Церковь (Киевская область).
«Для нас представляет интерес сегмент медицинских изделий. Поэтому если у вас есть планы по активному развитию и привлечению инвестиций, мы готовы обсуждать и сотрудничать», — отметил докладчик.

Переходя к основной теме доклада, К. Магалецкий отметил, что в 2015 г. внутренний валовой продукт (ВВП) Украины сократился на 10%, преимущественно из-за уменьшения доходов и сокращения потребления. В 2016 он возобновил свой рост и увеличился на 2,3% и на рекордные 4,8% в ИV кв. 2016 Согласно последнему прогнозу Всемирного банка ожидается, что экономика Украины продолжит постепенный рост в 2017-2018 гг. На 2-3%. На фоне экономического роста улучшаются ожидания бизнеса. Индекс инвестиционной привлекательности вырос до 2,9 пунктов в 2016.

Руководитель аналитической службы компании «Proxima Research» Олег Добранчук традиционно представил основные тенденции рынка медицинских изделий в Украине.

Спрос на отдельные группы товаров в 2016 набирает обороты по сравнению с показателями 2015 Согласно данным Государственной службы статистики Украины, за 9 мес 2016 спрос на фармацевтические изделия вырос на 20%, на медицинские и ортопедические товары — на 37% и на оптику — на 49,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015

В декабре 2016 объем аптечной корзины (лекарства, медицинские изделия, продукты детского питания, косметика, продукты питания специального диетического потребления) в национальной валюте был максимальным за период январь 2015 — февраль 2017 и составил более 7 млрд грн.

В декабре прошлого года продано наибольшее количество упаковок аптечной корзины (165100000) за весь исследуемый период. В феврале 2017 этот показатель составил 135 100 000 упаковок.

В феврале текущего года доля медицинских изделий в денежном выражении составила 7% от общего объема аптечных продаж, а в натуральном — 26%. Объем продаж медицинских изделий в денежном и натуральном выражении был максимальным в июне 2016 (8,5 и 30,6% соответственно) за период январь 2016 — февраль 2017 Что касается средневзвешенной розничной стоимости медицинских изделий, то по результатам 2016 г. ее прирост составил 12,6% по сравнению с 2015 г..

В декабре 2016 объем продаж медицинских изделий в национальной валюте был максимальным за период январь 2015 — февраль 2017 и составил 453 700 000 грн. В марте 2015 было продано наибольшее количество упаковок медицинских изделий за все исследуемый период — 42 млн. В феврале 2017 этот показатель составлял 35400000. В январе 2017 средневзвешенная стоимость 1 упаковки была максимальной за последние годы и составила 11 , 90 грн.

Динамика распределения медицинских изделий по ценовым нишами в денежном и натуральном выражении по состоянию на март 2017 выглядит следующим образом: низкостоимостные доля (менее 22 грн. За упаковку) занимает почти 31,6% в денежном выражении и более 91% — в натуральном, среднеценовая (22-100 грн. за упаковку) — 22 и почти 6% соответственно, дорогостоящая (от 100 грн. за упаковку) — более 46 и 2% соответственно. При этом доля импортных медицинских изделий в денежном выражении составляет 70%, в натуральном — 47%, доля медицинских изделий отечественного производства — 30% в денежном выражении, в натуральном — 53%.

На объем продаж медицинских изделий в денежном выражении в регионах Украины повлияла ситуация в горячих точках страны. В феврале текущего года наибольшая доля объема продаж приходится на Киев (13,4%) и Харьковскую обл. (11,3%). В Донецкой и Луганской областях этот показатель составляет 3,1 и 0,5% соответственно.

П. Харчик подробно остановился на проблемах рынка медицинских изделий, типичных нарушениях, изменениях в ценовом регулировании этого сегмента, ответственности и санкциях за нарушение законодательства о ценах и ценообразовании.

Среди текущих проблем, которые представляются членами Ассоциации на рынке медицинских изделий и которая работает над их решением, докладчик отделил следующие:

Патентный троллинг — специфический вид вымогательства, при котором вымогатель имеет права интеллектуальной собственности, но не использует их в собственном производстве, поскольку сам ничего не производит. Проблема не является систематической, но время от времени возникают ситуации, когда на таможне задерживают продукцию завозится без разрешения патентообладателя;
контрабанда. Большое количество медицинских изделий, особенно 1-го класса, завозится из стран Европы контрабандным путем и нелегально поступает на украинский рынок;
Недобросовестная конкуренция, в том числе во время публичных закупок медицинских изделий через систему ProZorro;
дифференцированная ставка налога на добавленную стоимость (НДС)
отсутствие взаимном между отечественными и зарубежными органами по оценке соответствия, СЕ-маркировки медицинских изделий и др.

Докладчик напомнил, что процедура декларирования изменения оптово-отпускных цен на изделия медицинского назначения было отменено с целью дерегуляции бизнеса, отсутствия в европейской практике, а также из-за того, что процедура крайне временно обременительной, трудо- и финансово затратной. С учетом этого из 09.02.2017 г. Предусмотрено, что на медицинские изделия, которые закупаются за бюджетные средства, предельные снабженческо-сбытовые надбавки в размере 10% будут начисляться к оптово-отпускной цены с учетом налогов и сборов, а предельные торговые (розничные) надбавки в размере 10% — до закупочной цены с учетом налогов.

Согласно решению общего собрания членов Ассоциации от 2 марта 2017 Ассоциация лоббировать полную отмену ценового регулирования и предельных надбавок на медицинские изделия в частности путем внесения изменений в постановление КМУ от 17.10.2008 г.. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и медицинские изделия».

«Регулирование цен на медицинские изделия в Европе: практика или утопия. Опыт Республики Польша »- именно с таким докладом выступил Виталий Ванца, член правления Ассоциации, директор ООО« Меркатор Медикаль».

В Польше законодательство четко разграничивает изделия медицинского назначения и лекарственные средства как две разные группы товаров. Вопрос обращения медицинских изделий регулируются законом Польши от 20.05.2010 г.«О медицинских изделиях». Вопросы, касающиеся лекарственных средств, регулируются законом от 06.09.2001 г.. «О фармацевтическое право».

По словам докладчика, закон «О медицинских изделиях» никоим образом не регулирует вопросы цен. Таким образом, эти изделия распространяются те же рыночные правила, что и на любую другую продукцию, за исключением применения к ним льготной 8% (вместо стандартной 23%) ставки НДС. Закон «О фармацевтическое право» также вообще не регулирует вопросы цен.

Законом, который отдельно регулирует вопросы ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия, является закон от 12.05.2011 г. «О возмещении стоимости лекарственных средств, пищевых продуктов специального назначения и изделий медицинского назначения».

Этот закон применяется только к определенному МОЗ перечня лекарств, пищевых продуктов специального назначения и медицинских изделий, стоимость которых возмещается со стороны государства. Закон определяет принципы, процедуры и критерии установления официальных цен продажи на указанную продукцию, а также размер официальной оптовой маржи и официальной розничной маржи и принципы определения цен, применяемых в рамках предоставления гарантированных государством льгот.

Закон также регулирует вопросы розничных и оптовых цен, которые рассчитываются на основе официальной цены продажи. Официальная цена продажи определяется в административном решении об объеме возмещения средств для приобретения данных видов продукции.

В список медицинских изделий, стоимость которых подлежит возмещению, включены, например, протезы, корсеты, специализированная обувь, линзы для очков, слуховые аппараты, катетеры, взрослые подгузники, инвалидные коляски и тому подобное.

Также докладчик ознакомил присутствующих с вопросами ценообразования на медицинские изделия в госпитальном сегменте. Согласно закону Польши от 29.01.2004 г.. «О публичных заказ», если предложенная цена или ее основные компоненты представляются слишком низкими по отношению к предмету заказ и вызывают сомнения заказчика о возможности выполнения предмета заказа в соответствии с требованиями, определенными ним или в соответствии с отдельными правил, он может потребовать предоставления объяснений, в том числе представления доказательств расчета стоимости продукции. Заказчик может также определить фиксированную цену, если законодательство или компетентный орган определили фиксированную цену. В таком случае предложение выбирается на основе других критериев оценки, кроме цены.

Напоследок В. Ванца заметил, что в Польше действуют только рыночные правила, которые являются одинаковыми для всех. Что касается определенных различий, они вызваны в основном определенной процедурой выбора конкретных рыночных предложений, а не четким государственным регулированием цен. Вместо этого мы видим иную ситуацию в случае возмещения средств, предназначенных на приобретение определенной продукции (особые подходы реимбурсации).

И несмотря на отсутствие ценового регулирования цен на медицинские изделия в Польше не существует также правового предписания, в котором говорится о полном отсутствии регулирования цен на медицинском рынке Республики Польша.

Партнер компании Pavlenko Legal Group Александра Павленко представила участникам форума расширения возможностей для рынка медицинских изделий из Government Relations (GR)-стратегии.

GR-стратегии, то есть стратегические связи с государственными органами, могут эффективно использовать профессиональные ассоциации. Такие стратегии могут наилучшим образом выстраиваться рынком медицинских изделий в целом и не обязательно предполагают коммуникации с Минздравом Украины. Сейчас основным коммуникатором выступает Минэкономразвития, которое своими действиями доказало, что готово подключаться к любому рынка, где проводятся торговые отношения. «Коммуникации с этим органом — для вас инструмент. Лучше всего приходить уже с готовыми предложениями, оформленными в виде нормативного правового акта », — отметила А. Павленко.

Стратегические коммуникации должны проходить через визуализацию. То есть разработки проектов нормативно-правовых актов могут и должны быть максимально просто и лаконично визуализированы для упрощения их восприятия представителями власти.

Еще один канал коммуникации — торговый представитель Украины, у которого действует отдельный офис, который проводит индивидуальные встречи с ассоциациями и начинает выполнять тот торговый план, который могут предложить профессиональные объединения. «Если есть барьеры, которые до сих пор не позволяют торговли происходить более активно, вы описываете то регуляторную проблему, которая требует решения со стороны Минэкономразвития», — сообщила спикер.

Действенным инструментом GR-стратегий также офис бизнес-омбудсмена, который построил эффективные коммуникации со всеми ветвями власти. Если речь идет о проектах нормативно-правовых актов Правительства, коммуникация должна быть налажена с Секретариатом КМУ.

А. Павленко также порекомендовала при разработке любого проекта документа очерчивать в сопроводительных документах не только преимущества принятия того или иного решения для рынка, но и для других сторон — власти, потребителя и тому подобное.

Темой для экспертной дискуссии стали текущие проблемные вопросы на рынке медицинских изделий, а также возможности внедрения в будущем программы возмещения стоимости медицинских изделий в Украине по аналогии с правительственной программы «Доступные лекарства», участие в которой принимают 157 лекарственных средств для терапии сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы.

По словам директора компании «БогМарк Украины» Анатолия Подорожного, для введения реимбурсации прежде всего должны быть выделены средства из государственного бюджета. Сейчас более актуален вопрос ценообразования на медицинские изделия. «Если регулирование цен осуществляется с целью повышения доступности товаров и устранения коррупционной составляющей по государственным закупкам, то необходимо делать это другим путем. Для повышения доступности товаров необходимо предоставить инструменты бизнеса (например доступные кредиты), максимально открыть двери для свободной конкуренции и новых поставщиков, что будет способствовать снижению цен на медицинские изделия », — отметил он.

Эксперт также обратил внимание на вопросы государственных закупок медицинских изделий. «Если есть необходимость контролировать качество закупок, то нельзя все сводить к одной составляющей — цены», — отметил А. Подорожный. Низкая стоимость не может выступать основополагающим критерием для заказчиков, поскольку она не всегда гарантирует качество закупаемой продукции, и, как следствие, не несет пользы ни для государства, ни для пациентов.

Директор компании «Калина медицинская рекламная компания» Максим Турченик отметил, что для эффективного взаимодействия с государственным сектором частный имеет правильно построить GR-стратегии, которые способны положительно повлиять на политику и лиц, принимающих решения. Инициатива по урегулированию тех или иных проблемных вопросов должен идти именно со стороны бизнеса. В противном случае положительных сдвигов со стороны власти ожидать не стоит.

Директор Общественного союза «Аптечная профессиональная ассоциация» (АПАУ) Владимир Руденко поделился с присутствующими опытом внедрения программы «Доступные лекарства», в процесс подготовки которой были привлечены представители как АПАУ, так и других профессиональных ассоциаций. Вследствие активного участия фармацевтического сектора в правительственной программе учтены предложения и замечания со стороны бизнеса. Последний добился того, что участие в программе является добровольным, сохранено свободный рынок лекарственных средств. В то же время уже в процессе реализации программы «Доступные лекарства» появились другие проблемы — в связи с резким повышением спроса на препараты, подлежащие реимбурсаии, у поставщиков возникла существенная дефектура.

Вопрос технического регулирования

Следующий блок форума был посвящен технико-регуляторным вопросам. Виктория Листовничей, главный специалист отдела государственного рыночного надзора Гослекслужбы Украины, рассказала о государственном рыночном надзоре в сфере медицинских изделий.

Гослекслужбой разработан, утвержден и размещен на официальном сайте секторный план государственного рыночного надзора на 2017, который содержит перечень медицинских изделий, будут планово проверяться. Это продукция, которая подпадает под действие Технического регламента относительно медицинских изделий и Технического регламента относительно медицинских изделий для диагностики in vitro. Докладчик также рассказала об основаниях проведения внеплановых проверок распространителей и производителей продукции, среди которых центральное место занимают обращения потребителей, а также органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, правоохранительных органов, объединений потребителей, в которых содержится информация о распространении продукции нанесла вреда общественным интересам или имеет недостатки, которые могут нанести такого ущерба.

Гослекслужба Украины осуществляет ведение журнала учета информации, поступающей в Гослекслужбы от органов по оценке соответствия и лиц, ответственных за введение медицинских изделий, медицинских изделий для диагностики in vitro, активных медицинских изделий, имплантируют, в оборот, в который по состоянию на 16.02.2017 г. внесены: 863 сертификатов, выданных органами по оценке соответствия; 535 заявлений от лиц, ответственных за введение изделий в оборот (из них в соответствии с Техническим регламентом о медицинских изделий — 385; Техническим регламентом о медицинских изделий для диагностики in vitro — 150).

В. Листовничей напомнила, что приказом МЗ Украины от 10.02.2017 г.. № 122 утвержден порядок ведения Реестра лиц, ответственных за введение медицинских изделий, активных медицинских изделий, имплантируют и медицинских изделий для диагностики in vitro в обращение, формы сообщений, списка сведений, которые хранятся в нем, и режима доступа к ним (прим. ред .: приказ вступил в силу 18 апреля). Спикер рассказала об особенностях оформления уведомления о внесении информации, а также рекомендовала присутствующим начинать подготовку к этой процедуре. В случае необходимости Гослекслужба Украины готова предоставлять необходимые консультации.

Основания для того, чтобы оставить сообщение без рассмотрения, следующие:

сообщение подано лицом, не имеющим на это полномочий, а также в случае, когда уполномоченный представитель не предоставил заверенное в установленном порядке письменное поручение от производителя;
сообщение не содержит всех данных;
несоответствие сведений, изложенных в сообщении, указанным в документах, добавлены к сообщению.
Внесение информации в реестр лиц, ответственных за введение медицинских изделий, активных медицинских изделий, имплантируют и медицинских изделий для диагностики in vitro в обращение осуществляется Гослекслужбой Украины в течение 10 рабочих дней со дня поступления такой информации.

Дарья Бондаренко, исполнительный директор Ассоциации представила доклад «Медицинские изделия с функцией измерения: дополнительное техническое регулирование быть или не быть?». 13 января 2016 «с голоса» было принято постановление КМУ № 94, которым утвержден Технический регламент законодательно регулируемых средств измерительной техники (Технический регламент № 94). Уже 4 сентября 2016 он стал обязательным к применению на территории Украины, при этом не было предусмотрено переходного периода. В отличие от технических регламентов в отношении медицинских изделий, в основу документа не было положено ни Директивы Совета ЕС. Проект не проходил тест малого предпринимательства (М-ТЕСТ) с целью анализа его регуляторного влияния, а также не соглашался с Гослекслужбой Украины но не посылался к профильного управления МОЗ Украины.

Этот Технический регламент устанавливает требования, которым должны соответствовать средства измерительной техники, предусмотренные Перечнем, на который распространяется действие этого регламента. Он насчитывает 77 позиций, среди которых содержатся следующие медицинские изделия:

анализаторы медицинского назначения: биохимические, гематологические, электролитов и газа в крови, иммуноферментные, флуоресцентные, хемилюминесцентные, электрохимические;
измерители артериального давления;
измерители содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе;
дозаторы медицинские пипетки и поршневые;
электрокардиографы;
энцефалографы;
Кардиодефибриллятор;
медицинские термометры;
мониторы пациента;
ультразвуковые диагностические приборы.
В то же время эти изделия являются объектами регулирования Технического регламента относительно медицинских изделий, то есть имеет место двойное регулирование.

Приказом Минэкономразвития Украины от 01.09.2016 г.. № 1446 органом по оценке соответствия требованиям Технического регламента № 94 определено ГП «Укрметртестстандарт». В Ассоциацию стали поступать обращения субектив рынка, этот орган не отвечает по проведению процедуры оценки соответствия медицинских изделий, а также не может сформировать ее стоимость. Для разрешения ситуации по инициативе Ассоциации при Минэкономразвития была создана рабочая группа по вопросам совершенствования оценки соответствия средств измерительной техники, в которую вошли также представители Ассоциации.

Д. Бондаренко сообщила, что Ассоциацией разработан соответствующий проект постановления КМУ о внесении изменений в постановление КМУ от 13.01.2016 г.. № 94, который позволит решить вопрос двойного регулирования. В проекте идет речь о том, что действие Технического регламента № 94 не будет распространятся на средства измерительной техники, являются медицинскими изделиями регулируются Техническим регламентом о медицинских изделий и Техническим регламентом о медицинских изделий для диагностики in vitro. Данный документ будет рассмотрен на ближайшем заседании рабочей группы.

Максим Багреев, управляющий партнер ООО «кратия ЛТД», рассказал об особенностях оценки соответствия медицинских изделий требованиям Технического регламента законодательно регулируемых средств измерительной техники. По его словам, документ не содержит процедуры самодекларування, нет никаких сроков проведения оценки соответствия, не содержит нормы о признании процедур, проведенных в ЕС. В Техническом регламенте № 94 указаны обязательства производителя и его уполномоченного представителя, а также импортера. Докладчик ознакомил слушателей с некоторыми из них. Отдельным пунктом идет идентификация всех субъектов хозяйствования, участвующих в обращении измерительной техники. При этом они должны предоставлять информацию в течение 10 лет после получения и / или поставки продукции.

М. Багреев рассказал о процедуре оценки соответствия средств измерительной техники, особенности маркировки таких товаров, а также о получении декларации соответствия. Так, если на измерительные средства распространяется действие нескольких технических регламентов, должна быть составлена ​​единая декларация, в которой перечисляются все технические регламенты и сведения об их официальное опубликование.

«Как не допустить приостановления действия сертификата соответствия: требования к органам» — тема доклада Татьяны Пазерской, директора ООО «Импрув Медикал». Основанием для приостановления работ органа по оценке соответствия сообщение национального органа Украины по аккредитации по ограничению сферы аккредитации, временной остановке действия или отмене аттестата об аккредитации назначенного органа. Недавно на сайте Национального агентства по аккредитации Украины опубликован перечень грубых нарушений со стороны аккредитованного органа по оценке соответствия. Докладчик привела несколько примеров нарушений, которые могут стать причиной приостановки аттестата органа по оценке соответствия: выдача документа о соответствии объекта оценки без проведения процедур оценки соответствия установленным требованиям, установлены факты фальсификации результатов оценки соответствия, проведенной аккредитованным органом по оценке соответствия, отсутствие и невозможность воспроизведения записей о результатах работ по оценке соответствия.

Т.Пазерская подчеркнула, что надзорные аудиты должны проводиться не реже одного раза в год. На что обращают внимание аудиторы? На первом этапе они оценивают, с кем заключен договор на проведение оценки соответствия путем оценки системы управления качеством. Согласно Технического регламента относительно медицинских изделий эти процедуры может инициировать только производитель. Он может поручить своему уполномоченному представителю инициировать проведение процедур, предусмотренных приложениями 4, 5, 8 и 9 Технического регламента относительно медицинских изделий (процедуры оценки соответствия, не относящиеся оценки производства). Это может быть проверка партии, типа, медицинских изделий, изготовленных на заказ.

Согласно стандарту ISO / IEC 17021 клиентом является организация, по системе менеджмента которой проводится аудит с целью сертификации. Орган по сертификации должен иметь договор, имеющий юридическую силу, с каждым клиентом по проведению мероприятий по сертификации. Во время аудита проверялось, или заключались такие договоры именно с производителем. Производитель также составляет декларацию о соответствии.

На следующем этапе определялась компетентность лиц, принимавших участие в оценке соответствия (как правило, это главный аудитор и аудитор). Важным моментом является определение объема времени аудита. Отправной точкой для этого является количество персонала на предприятии. Базовое количество времени корректируется с учетом факторов, которые могут уменьшить или увеличить время, необходимое для проведения аудитов. Так, могут использоваться отдаленные методы, такие как интерактивное веб-сотрудничество, веб-встречи, телеконференции и / или электронная проверка процессов клиента.

Органы по оценке соответствия неоднозначно трактуют вопросы выборки среди разветвленной системы управления качеством, если есть несколько производственных площадок. Однако, согласно международному законодательству, такая процедура не может применяться к проектированию, разработке и производственных участков.

Екатерина Горбунова, Анна Бармина,
фото Сергея Бека

Источник: http://www.apteka.ua/article/409148

Информация МОЗ Украины

МОЗ Украины

Новости Ассоциации «Операторы Рынка Медицинских Изделий»

Асоціація операторів ринку медичних товарів

Обзоры рынка медицинских изделий

Обзор рынка

Видео обзор: выбор медицинских перчаток

Рейтинг «Импортёр года»

Игар лучший импортёр года

Перевод текста онлайн

ПЕРЕВОДЧИК ОНЛАЙН

Каталоги сайтов

Информационный интернет справочник | All-Catalogs.Info

Добавить сайт

Онлайн помощник